Архитектурное освещение Введенского Владычного женского монастыря в Серпухове

2 марта 2021

Один из самых древних русских монастырей, объект культурного наследия федерального значения – Введенский Владычный женский монастырь города Серпухова – в 1362 году основал чудотворец, Святитель Алексий, митрополит Московский. Главная ценность монастырского ансамбля в том, что здесь сохранились все основные монастырские постройки рубежа XVI–XVII веков, возведенные в уникальный для русской архитектуры «годуновский» период.

В 1919 году Владычный монастырь был закрыт, а на его территории размещено военное летное училище. С 1995 года во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь. Монастырь был реконструирован.

Сейчас Введенский Владычный женский монастырь – это действующая обитель, которая ежегодно привлекает тысячи туристов и паломников. Внутри крепостной стены XIX века размещены здания – памятники истории и культуры XVI–XIX веков (см. рис. 1).

Рис. 1. Общий вид Введенского Владычного монастыря Рис. 1. Общий вид Введенского Владычного монастыря

В январе 2018 года наша компания получила заказ от администрации городского округа Серпухов на проектирование светового дизайна и осуществление строительно-монтажных работ во Введенском Владычном женском монастыре.

При разработке концепции освещения монастыря нам было важно сохранить целостность восприятия его ансамбля и при этом подчеркнуть уникальные особенности каждого освещаемого объекта.

Парадный двор монастыря образован Введенским собором, комплексом трапезной палаты с Георгиевской церковью и Святыми вратами с надвратной церковью Феодота Анкирского.

Центральный композиционный элемент монастырского ансамбля – собор в честь Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот уникальный памятник древнерусского зодчества рубежа XVI–XVII веков представляет собой кирпичный, облицованный снаружи белокаменными блоками, двухстолпный пятиглавый храм с тремя сильно вытянутыми на восток апсидами. Для освещения Введенского собора было использовано 118 LED-светильников. Светом выделены символы православного храма – квадрат (образ материального мира) и круг (обозначение неба), а направленный вверх световой поток символизирует святость и духовный рост (см. рис. 2).

Рис. 2. Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы Рис. 2. Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Тектоника храма выявлена прожекторами с узконаправленной оптикой (15°) мощностью 40 Вт – они установлены на цоколях пилястр на углах здания. Фасады, декорированные филенками, делятся на три прясла. Композиция фасадов асимметрична и не соответствует конструктивной схеме здания – это достаточно типично для «годуновской» архитектуры. Заливка фасадов выполнена с помощью компактных легко монтируемых линейных светильников с эллиптической оптикой (10x65°), мощностью 36 Вт. Направленный сверху вниз свет выделяет верхнюю часть фасада, делая возвышенным визуальный облик собора. Колористическое решение и фактура фасада собора продиктовало выбор тепло-белого цвета (3000 К) световых приборов; освещенный теплым светом собор смотрится уютно, вызывая желание войти внутрь.

Здание завершается трехчастным антаблементом и двумя ярусами закомар. Полукруглые закомары собора выделены установленными на карнизах линейными светильниками с эллиптической оптикой 20x65°, мощностью 18 Вт.

Главы собора имеют шлемовидную форму с позолоченными металлическими крестами.

Барабаны собора дополнительно освещены прожекторами мощностью 20 Вт с глубокой КСС (50°).

Фронтоны Алексиевского придела акцентированы 36-Вт светильниками, установленными под скаты фронтонов.

К северо-западу от Введенского собора расположен Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной. Это двухэтажное здание в шатровом стиле было выстроено в 1599 году. Для освещения сооружения использовано 150 LED-светильников. Чтобы воплотить замысел дизайнеров по свету, для освещения здания потребовалось использовать оборудование сразу трех различных цветовых температур и шести видов вторичной оптики. Светильники, освещающие фасад и большие шатры, имеют тепло-белый цвет свечения (3000 К). На карнизах под малыми шатрами, на кронштейнах, установлены прожекторы очень теплого цвета (2700 К) со средненаправленной оптикой – они подчеркивают золото изящных куполов, венчающих шатры. Для светильников в оконных проемах выбран цвет 2200 К – он имитирует свечное освещение, передавая ощущение волшебства, подлинности, старины. Такое решение наилучшим образом подчеркивает оригинальную шатровую архитектуру и колористику храма (см. рис. 3).

Рис. 3. Освещение ограды монастыря Рис. 3. Освещение ограды монастыря

Для освещения настоятельского корпуса монастыря – яркого здания в стиле ампир, встроенного в западное прясло монастырской ограды в 1834 году, – использовано 42 прожектора с теплым светом (3000 К) и углами свечения 30 и 50°. Композиционный центр здания выделен наиболее ярко. Корпуса всех светильников повторяют оригинальный цвет фасада и практически не различимы в дневное время.

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концуXVI века и является уникальным памятником «годуновской» архитектуры. Святые врата с надвратной церковью Феодота Анкирского освещены 78 линейными светильниками и 57 прожекторами. Проектом предусмотрена подсветка верхней и средней части всех фасадов (главного и боковых). Центром световой композиции выбраны килевидные закомары и барабан надвратного храма. Их яркое освещение придает святость и торжественность входной группе монастыря – надвратный храм словно парит в воздухе

Архитектурное освещение стены монастыря (ограды из красного кирпича с башнями) выполнено с помощью 16 линейных светильников с эллиптической оптикой и 122 прожекторов с узконаправленной (10, 20 и 30°) и средненаправленной (50°) оптикой. Свет линейных светильников направлен снизу вверх – они освещают башенки на ограде, делая их визуально выразительнее и выше. Прожекторы с узконаправленной оптикой и направлением света вверх заливают шатры башен и выделяют зубцы стен. Со средненаправленной оптикой и направлением света вниз – обеспечивают заливающее освещение стены. Цветовая температура всех светильников 3000 К.

Поскольку серпуховской Введенский Владычный женский монастырь является памятником культуры федерального значения, работа по проекту велась максимально бережно и осторожно. Подземные кабели прокладывались исключительно вдоль трасс существующих сетей, без заглубления в культурный слой. Светильники крепились к стене на кронштейнах, что позволило минимизировать площадь их соприкосновения со стенами и, следовательно, возможное негативное влияние. Опоры освещения были установлены на служебной территории – вне точек основного восприятия объекта. В целях сохранения целостности восприятия архитектурного облика памятника, стальные короба для групповых кабельных линий были окрашены в цвет фасада здания. Применение разных типов светильников, широкого диапазона мощностей, разной цветовой температуры и различного светораспределения позволило прорисовать силуэты зданий, подчеркнуть их пластику и тектонику, акцентировать внимание на наиболее значимых архитектурных фрагментах и при этом обеспечить комфортный для зрения уровня яркости.